Феодально–монархическая и религиозно – клерикальная журналистика Культурные и социально-экономические факторы лежат в основе возникновения журналистики. Рыночные отношения, успешно складывающиеся в XVI-XVII вв., способствовали развитию все сфер общественной жизни. Обмен информацией стал необходимостью даже для монархических кругов и религиозных. В Европе первые газеты были рассчитаны на купеческую аудиторию и на промышленников и доносили информацию рекламного характера о товарах, культурные и научные новости, всецело отвечая потребностям зарождающегося буржуазного класса. В это время развивается и религиозная клерикальная журналистика в связи с угрозой отрыва политических структур власти от религиозных канонов, что ослабляло влияние религиозных структур в управлении государственными делами. Во время реформации Англии ГенрихVIII начал противостояние между государством и Ватиканом. В ответных действиях Ватикан активирует борьбу за укрепление католических догм по всем частям света. На самом пике этого движения (1622 г.) Григорий XV (римский папа) указом способствовал организации католического пропагандистского центра, с основанием при нём «Типографии полиглота» – мощный комплекс по изданию религиозной литературы практически на всех мировых языках.